Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| Космическая одиссея 2010 / 2010: The Year We Make Contact (1984)
Название: Космическая одиссея 2010
Оригинальное название: 2010: The Year We Make Contact
Год выхода: 1984
Жанр: Фантастика, триллер, детектив, приключения
Режиссер: Питер Хайамс
В ролях: Рой Шайдер, Хелен Миррен, Боб Бэлабан, Кир Дулли, Дуглас Рэйн, Мэдолин Смит-Осборн, Дэна Элкар, Толизин Джаффе, Мэри Джо Дешанель, Илья Баскин, Савелий Крамаров, Олег Рудник, Наташа Шнейдер, Владимир Скомаровский, Ян Тришка, Ларри Кэрролл, Херта Уэр, Шерил Картер, Роберт Лессер, Кэндис Берген, Делана Майклс Candice Bergen
О фильме:
Действие разворачивается спустя девять лет после событий, описываемых в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Совместными усилиями американо-советские космонавты выводят на орбиту экипаж корабля «Алексей Леонов». Цель экспедиции — определить причину провала исследовательской миссии шаттла «Дискавери». Достигнув Юпитера, зонд фиксирует неизвестную форму жизни под слоем непроходимого льда. При попытке сфотографировать объект аппарат уничтожает яркая вспышка света. Дабы понять, что случилось с предшественниками, космонавты вынуждены вновь запустить бортовой компьютер HAL-9000.
Страна: США
Студия: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
Продолжительность: 01:55:55
Перевод: Двухголосый закадровый
Аудио 01: AC3, 2 ch, 384 Kbps - Русский DVO
Аудио 02: AC3, 6 ch, 640 Kbps - Английский (Оригинал)
Субтитры: Русские, английские
- Хотя ни Стэнли Кубрик, снявший «Космическую одиссею 2001 года», ни Артур Ч. Кларк, написавший «Одиссею два», не принимали непосредственного участия в съёмках фильма, его создатели нашли оригинальный способ отдать должное творцам первого фильма. Если прочитать фамилию командира СССР Татьяны Кирбук наоборот, то получится фамилия Кубрик. Так же Стэнли Кубрик изображён в «2010» в образе советского генерального секретаря, а Артур Кларк представлен в образе американского президента. Вместе они появляются в одной из сцен фильма на фотографии, размещённой на обложке журнала. Кроме того, Кларк сыграл эпизодическую роль мужчины, сидящего на скамье близ Белого дома.
- Дизайн «Леонова» в фильме повлиял на изображение многих космических аппаратов в кинофантастике. Например, в телесериале «Вавилон-5» по образцу «Леонова» спроектированы военные корабли класса «Омега».
- В фильме Хейвуд Флойд работает на персональных компьютерах Macintosh и Apple IIc. Это один из первых случаев изображения в игровом кино продукции корпорации «Apple».
- Во время подготовки к съёмкам режиссёр, сценарист и продюсер фильма Питер Хайамс посредством электронной почты регулярно консультировался с сэром Артуром Ч. Кларком на Шри-Ланке по вопросам экранизации романа Кларка. В 1983-1984 гг. общение таким способом было ограничено почти исключительно академическим сообществом, и это совершенно точно был первый раз, когда им пользовались в кинематографе. Избранные выдержки из этой переписки в 1984 году вышли в свет в виде книги «The Odyssey File».
- Весь реквизит и декорации фильма «2001 год: Космическая одиссея» (1968) режиссёр, продюсер и сценарист Стэнли Кубрик уничтожил, чтобы больше ими уже никто не воспользовался (а повторное использование реквизита и декораций в других проектах было по тем временам обычной практикой). Модель и интерьеры космического корабля «Дискавери» пришлось воссоздавать после тщательного изучения увеличенных кадров оригинального фильма. Воссозданный космический корабль не был точной копией оригинала – коридоры сделали несколько шире, а освещение – более естественным, чем в фильме 1968 года.
- Стэнли Кубрик отказался снимать сиквел оригинального фильма 1968 года, и было решено обратиться к Питеру Хайамсу, создателю фантастического боевика «Чужая земля» (1981). Хайамс поначалу отнёсся к этому предложению без ярко выраженного энтузиазма (опасаясь, что сиквел будут неизбежно сравнивать с оригинальным фильмом, и что сравнение окажется в пользу последнего), но в конце концов согласие на участие в проекте дал. Он даже позвонил Артуру Ч. Кларку и Стэнли Кубрику, что называется, с просьбой «благословить». Утверждают, что разговор с Кубриком продолжался три часа, и что Кубрик живо интересовался, как именно Хайамс снимал определённые сцены в прежних фильмах. В конце концов Хайамс спросил, одобряет ли Кубрик то, что он, Хайамс, будет снимать сиквел фильма «2001 год: Космическая одиссея», и получил положительный ответ.
Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- Сцену, в которой персонаж в исполнении Роя Шайдера разъясняет героине Хелен Миррен подробности стыковки космических кораблей с помощью парящей в невесомости ручки, сняли далеко не с первого дубля. Шайдеру надо было воткнуть ручку в разделявший его и партнёршу по съёмочной площадке лист прозрачного пластика, но лист никак не протыкался, и ручка падала. В тех же редких случаях, когда ручка протыкала лист и действительно в нём держалась, актёр так откровенно этому удивлялся (просто потому, что не ожидал), что съёмки приходилось начинать заново.
Боже, он полон звёзд!
Могу сказать лишь одно: Кубрику следовало бы поучиться у Хайамса, как нужно экранизировать хорошие книги. Та пантомима, которую он устроил по мотивам первой 'Одиссеи' Кларка, однозначно в зачёт не идёт. Пусть Хайамс и вырезал некоторые сюжетные линии (китайцы со своим погибшим на Европе звездолётом 'Цянь', ЭАЛ и его помощь в восстановлении функций ХАЛа и пр.), но этот фильм по крайней мере можно смотреть без содрогания и зевоты, даже не смотря на хромые спецэффекты. Да, и вот ещё что. Человек, не читавший Артура Кларка, в принципе не поймёт 'Космической одиссеи' так, как её преподнёс Кубрик. Итог. Общий счёт по 'Одиссеям': Кубрик -1, Хайамс +1. Интересно, кто-нибудь отважится экранизировать третью книгу, не говоря уже о четвёртой? 8 из 10
Бледное подобие
Вряд ли стоило снимать сиквел культового фильма 'Космическая одиссея 2001', потому что он был заранее обречён... нет, не на провал, а просто стать намного хуже оригинала. Он хуже, потому что разительно контрастирует по темпу с сильно растянутой 'Космической одиссеей 2001', но если бы темп 'Космической одиссеи 2010' сделали таким же, его было бы невыразимо скучно смотреть, потому что у зрителей не было бы того чувства новизны, как при просмотре 'Космической одиссеи 2001', которая и снята была по последнему слову техники, и продемонстрировала образ жизни людей будущего очень смело и ново для своего времени. Ещё чего априори невозможно было достичь авторам 'Космической одиссеи 2010', это чувства величия показываемого на экране, зрительского благоговения перед таинственным, непонятным монолитом, картинкой, которая пусть и долгое время оставалась статичной, но при этом держала в напряжённом интересе. Чувство величественности создают разве что последние несколько минут фильма - концовка, действительно, была сильна - чего, к сожалению, не скажешь о фильме в целом. В фильме нашлась небольшая роль для Савелия Крамарова, причём в титрах его поместили на довольно неплохое место, учтя, что он был советской звездой.
Хоть и оригинальная картина Стэнли Кубрика позиционируется как шедевр не только жанра, но и всего кинематографа, работа Питера Хайамса композиционно является продолжением оригинальной части, и с учетом того, что третья и четвертая книга Артура Кларка еще экранизацию свою не приобрели, оба фильма являются взаимодополняющие. В любом случае, лента «Космическая одиссея 2010» это отдельно взятый редкий представитель жанра научной фантастики, и в первую очередь заинтересовал меня как любителя данной отрасли кино, казалось бы, прошло несколько десятков лет от работ Кубрика и Хайамса, а современный кинематограф продолжает отставать на несколько шагов в данном жанре. Только изредка выпуская на свет блеклые копии уже увиденного ранее зрителем. Сравнивать обе части фильма будет не правильно, изначально режиссер Питер Хайамс, думаю, прекрасно понимал какое продолжение фильма, он снимает, и любая попытка изобразить гениальность была бы жирным крестом на его карьере. Впрочем, данный факт окончательно повлиял и сформировал его работу, сохраняя всю сюжетную ныть Кубрика, он не стал философствовать и трактовать нечто глобальное по-своему. Резюмируя, «Космическая одиссея 2010» это неплохой представитель жанра научной фантастики, являясь композиционным дополнением «Космической одиссеи 2001», однако ограничен в своей смысловой нагрузке и всеобъемлющих вопросов человечества. Почитателям картины Стэнли Кубрика и книг Артура Кларка данный фильм станет неплохим познавательным дополнением. 8 из 10
Положительная рецензия21 марта 2011 в 11:48
Питер Хайамс - 'Космическая одиссея 2010'
До этого фильма я не был знаком с творчеством Питера Хайамса, и после 'Космической одиссеи 2010', я думаю, что он очень смелый режиссер. Мне кажется, что он очень правильно подошел к работе над этим фильмом. Правильно взвесил свои силы и правильно расставил перед собой приоритеты. Мне кажется, он не хотел догнать или даже перегнать Стэнли Кубрика, это было бы глупо. Главным плюсом этого фильма является то, что он не претендует на звание сиквела 'Космической одиссеи' Стэнли Кубрика. Это просто экранизация на вторую часть 'Космической одиссеи' Артура Кларка. Фильм Стэнли Кубрика '2001 год: Космическая одиссея' назвать экранизацией очень сложно. Это собственное произведение Кубрика. Глубокое по смыслу как целая Вселенная, которая заставляет задуматься о роли человека во Вселенной и о стадии развития человека в наше время. А книга Кларка это просто обычная фантастическая книга, хорошая, интересная, со смыслом, но по сравнению с фильмом совершенно не глубокая. Мне вообще кажется, что как фильм эта история не требовала продолжения. Все что надо было сказать, было сказано в первом фильме. Стэнли Кубрик задал просто недосягаемую планку. Поэтому если рассматривать этот фильм, как сиквел, как продолжение именно фильма, то, если честно, первый и второй фильм, как небо и земля. Но в том то и дело, что как сиквел этот фильм я рассмотреть не могу. Для меня это исключительно экранизация Кларка. Возможно поэтому после фильма у меня осталось приятное впечатление. Не смотря на то, что Хайамс сделал некоторые эпизоды похожими на эпизоды из фильма Кубрика, не создается впечатление, что Хайамс подражал. Честно говоря, когда я смотрел этот фильм, у было ощущение будто я смотрю не 'Космическую одиссею'. Да, здесь очень много упоминаний о событиях первого фильма, продолжение событий, теже герои (Боумен и доктор Фллойд), но было ощущение будто я смотрю совершенно другой фильм. Просто работу режиссера, вдохновленного фильмом Стэнли Кубрика. С похожим сюжетом, похожими героями, но не имеющий к фильму Кубрика никакого отношения. И это не случайно. Я думаю, фильм Стэнли Кубрика направлен, можно сказать, на внешние вопросы. Вне нашей планеты. О вопросах Вселенной. О вопросах бесконечности. И поэтому, фильм Кубрика будет актуален всегда. Через двести, через триста, через четыреста лет, главное чтобы до тех лет фильм сохранился, а актуальным он будет и тогда и еще много лет. А фильм Хайамса направлен на внутренние проблемы (не на вопросы, а именно на проблемы). На проблемы борьбы человека с человеком. И хотя эта проблема тоже будет актуальна еще не мало лет (а точнее тысяч лет), показана она не столь глубоко, не столь гениально и масштабно. Но Хайамс поступил правильно, что не выбрал в качестве музыки к фильму классическую, и сделал быстрее скорость повествования фильма. Потому что если бы он попытался сделать так, как сделал Стэнли Кубрик, у него все равно ничего бы не вышло. И тогда фильм уж точно бы провалился, потому что создалось бы впечатление подражания. Сейчас фильм выглядит как обычная фантастика 80-х годов, и я думаю, это лучше, чем просто блеклое подобие. В итоге получился очень интересный фантастический фильм, ни на что не претендующий. Советую посмотреть любителям хорошей фантастики. И прошу, именно при просмотре, не сравнивать фильм Кубрика и фильм Хайамса. 'Космическая одиссея 2010' хорошая экранизация. Пусть таковой и остается.
стр 1 стр 2 стр 3 стр 4
| |
| | |
|
|